Вести Чăваш ен:
Выпуски новостей на чувашском языке
Вести-Спорт:
Спортивные события с Вячеславом Ильиным
Радио Чувашии:
Радиопередачи и информационные выпуски
Вести Чувашия:
Поможем зрителю разобраться в вихре событий
События недели:
Итоги недели Система Orphus
НОВОСТИ

ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ - 2015 *
*VIII Чебоксарский экономический форум «Регионы: новые источники роста экономики"
* XXII Межрегиональная выставка «Регионы – сотрудничество без границ»
ЧЕБОКСАРАМ - 546 *
* Командный Чемпионат Европы по легкой атлетике-2015
*Проект ВГТРК "Улица героев"
*Победа живет в поколениях
* 2015 - Год литературы и Год К. Иванова в Чувашии
*Пресс-конференции с главой Чувашии
*70 лет Победе
*МЕХЕЛ-2015
*Новый день
  *Специальные репортажи 
*Ежегодное послание главы Чувашии Госсовету республики
*Социальные ролики от ГТРК "Чувашия" и партнеров
*Наши сказки
*Авторские фильмы
* Из фонда ГТРК "Чувашия"
*АРХИВ проектов ГТРК "Чувашия"

ГТРК Чувашия | Проекты ГТРК «Чувашия» | *Специальные репортажи

12.03.13 19:30 
Специальный репортаж «Доступное небо»
Ольга Петрова, Павел Иритков, Михаил Солин, Роман Сонин
Смотрите специальный репортаж Доступное небо 12 марта в 19.25 на канале Россия 24
Фото  Видео репортаж Видео


Чебоксарец Эдуард Пигидин учится на пилота-любителя. Получить свидетельство международного образца PPL - Private Pilot License — теперь можно и в Чувашии.

Важно не путать частного пилота с коммерческим. Первый может использовать самолет только в личных целях и не имеет права брать деньги за перевозку пассажиров или грузов. Впрочем, жизнь давала Эдуарду возможность попасть в коммерческую авиацию — в начале 90-ых он год отучился в Бугурусланском летном училище. Но ситуация в России тогда была тяжелой, казалось, летчики стране не нужны, и молодой человек решил уйти в другую профессию. Мечта детства напомнила о себе через 13 лет.

Эдуард Пигидин, курсант Уральского учебно-тренировочного центра гражданской авиации: «В 2006 году выполнил первый прыжок с парашютом, потом прыгал в год 2-3 раза, а когда появилась возможность благодаря компании «СкайМир» учиться, мы поехали с Дмитрием Алексеевым, Павлом Семакиным отучились в Екатеринбурге в Уральском центре гражданской авиации, прошли теоретический курс, тренажерную подготовку и приступили к практическим полетам».

Чебоксарских курсантов в Уральском центре пока трое. Они в один голос говорят: случайных людей в авиации не бывает. В начале 2000-ых, после окончания Казанского технологического университета Дмитрий Алексеев служил в 6 армии ВВС и ПВО, потом уже в чебоксарском аэроклубе прыгал с парашютом. Павла Семакина срочная служба закинула на авиабазу в Германию. А в Чебоксарах он научился летать на Яке-52, стал летчиком-спортсменом. И опять-таки это детская мечта о небе не давала обоим покоя.

Вспоминает Дмитрий Алексеев, курсант Уральского учебно-тренировочного центра гражданской авиации: «10 лет мне было, когда я, вдохновленный идеей покорить небо, начал собирать дельтаплан. Собрал старые раскладушки, стал выпрямлять эти дуги. Не было чертежей, и я написал в журнал «Моделист-конструктор» с просьбой выслать чертежи, как собрать дельтаплан. Они ответили, поблагодарили за интерес к авиации в столь юном возрасте и обещали в ближайших номерах опубликовать схему сборки дельтаплана».

12 апреля исполнится ровно год, как в Чебоксарах появилась авиакомпания «СкайМир». В Минюсте неосознанно сделали подарок авиаторам, зарегистрировав их некоммерческое партнерство в день космонавтики. Возглавил авиакомпанию военный летчик 1 класса, теперь уже бывший директор Чебоксарского аэроклуба Александр Костин.

«Первое, целый год проходила сертификация по нормам гражданской авиации, - рассказывает Александр Костин. - Второе, партнером мы выбрали себе лучшее на сегодняшний день заведение дополнительного образования — Уральский УТЦ. Третье, мы сегодня находимся на лучшей площадке в Чувашии — это аэропорт с его возможностями, с его классной инфраструктурой».

Несмотря на то, что профессия летчика считается престижной, высокооплачиваемой да еще и романтичной, в России сейчас острая нехватка пилотов. Нынешний летный состав стареет, а молодежь погоды пока не делает. В стране всего два учебных заведения, где можно получить высшее образование в сфере гражданской авиации. Немного выправить ситуацию, говорят эксперты, могло бы как раз частно-государственное партнерство.

По словам Эдуарда Пигидина, катастрофически не хватает экипажей. В «Ютейр» была необходимость, по данным на октябрь, в 80 экипажах. Парк самолетов растет, авиакомпании зарабатывают, приобретают новую технику, а экипажей не хватает. Переучиваются бывшие военные, вводятся в строй пилоты с большим перерывом в летной работе.

Вот только учиться в таком случае приходится уже за свой счет. Обучение на пилота-любителя в разных регионах страны стоит от 300 тысяч рублей до полумиллиона. Но получение свидетельства PPL может стать первой ступенькой на пути в гражданскую авиацию. Так, например, партнер чебоксарского «Скаймира» - челябинская компания «ЧелАвиа» вместе с Южно-Уральским госуниверситетом готовит из частных пилотов коммерческих.

«Стоимость, если цифру назвать, шокирует вначале, - говорит Александр Костин, директор авиакомпании «СкайМир». - Общая стоимость обучения от частного пилота до коммерческого в районе 1 миллиона 600 тысяч. В «Челавиа» нет отбоя от желающих. За год вложенные средства отбиваются, потому что уровень зарплат в гражданской авиации начинается от 150 тысяч. Понятно, если человек заплатил такие огромные деньги, этот человек обучается с огромным желанием стать пилотом. Психотбор эти люди проскакивают по первой группе».

Эдуард и Дмитрий свой бизнес в Чебоксарах поставили на автопилот и поехали учиться в Уральский учебно-тренировочный центр. Сначала 158 часов теории — основы аэродинамики, аэронавигации, метеорологии, географии, изучение летной фразеологии. Потом 20 часов занятий на специальном тренажере, имитирующем кабину самолета. Летную практику — а это еще 40 часов — молодые люди проходят уже в Чебоксарах. Каждый раз в небо с ними поднимается Александр Костин. Впервые за штурвал он сел 22 года назад и уже налетал полторы тысячи часов. Военному летчику I класса, служившему на Дальнем Востоке, прошедшему Чечню, теперь приходится работать еще и инструктором.

Как рассказывает курсант Эдуард Пигидин: «С тренажером проще — там ты понимаешь, любое твое неправильное действие не приведет к непредсказуемым последствиям, к катастрофе. Здесь ты один на один с техникой, хотя пока мы летаем с командиром. Ответственность здесь в разы больше, быстрота принятия решений, быстрота реакции на какие-то возникшие ситуации в ходе полета».

«Наверное, самое сложное — это техника пилотирования, - добавляет Дмитрий Алексеев. - Надо почувствовать самолет, что ты с ним единое целое, и вывести эти навыки управления на подсознательный уровень, когда ты уже не думаешь».

Самый ответственный момент для любого пилота — посадка. Нужно всё рассчитать так, чтобы момент касания с земной поверхностью был мягким и почти незаметным.
Легкий одномоторный самолет P2002 Tecnam Sierra — почти идеальный вариант для обучения. Его можно посадить при боковом ветре до 8 м/сек, при встречном — до 21. Температурный диапазон тоже широкий — от -25 градусов до +30. «Челавиа», кстати, официальный дилер в России итальянской компании Tecnam. Так что в нашей стране уже есть опыт пилотирования и техобслуживания таких машин. Поэтому создатели «Скаймира» долго не думали, какой тип самолета им выбрать. Решающим фактором стало и то, что у Tecnam Sierrа невысокие эксплуатационные расходы.

«Что значит эксплуатационные расходы? Это не только расход топлива, который, кстати, здесь является минимальным. Он расходует на полет как средний джип на 100 км, - объясняет Александр Костин, - 17 литров в час — это примерно сопоставимо с расходом джипа. Используется топливо не авиационное, а обычный 95 бензин, правда, он должен быть высокого качества».

У двигателя большой ресурс: до первого капитального ремонта Tecnam Sierrа может налетать 2 тысячи часов. Удобно, говорят летчики, и то, что кресла расположены рядом: инструктору легко что-то показать курсанту на приборах прямо во время полета.

«Garmin включен в стандартную комплектацию, - рассказывает директор авиакомпании. Без GPS летчикам сейчас летать сложно, потому что полеты предполагаются обширные. Если летать по всему миру, даже мне, военному летчику I класса, было бы сложно сегодня сделать это без Garmin».

Дальность полета — 1200 км, то есть этому самолету под силу слетать до Москвы и обратно с одной заправкой. В авиакомпании «Скаймир» готовы сдавать его в аренду нынешним курсантам. Естественно, после того, как они получат свидетельства частных пилотов. Например, в Челябинске дальше - уже на коммерческого пилота - учат на самолетах этой же марки.

«В планах нашей компании, что в этом году у нас появятся, возможно, один, а то и два одномоторных самолета, - рассказывает Павел Семакин, заместитель директора по развитию авиакомпании «СкайМир», тоже курсант Уральского учебно-тренировочного центра гражданской авиации. - Мы рассчитываем, что появится и двухмоторный, который нам «Челавиа» предоставит. Это TWIN 2006, который все видели на закрытии Олимпиады в Лондоне».

В таком случае штат авиакомпании будет расширяться: «Скаймир» намерен взять еще двух инструкторов и техников.

Впрочем, рядовых жителей республики здесь тоже ждут — на ознакомительные полеты. Чебоксарцу Павлу Ильину супруга подарила на 23-е февраля сертификат участника программы «Пилот за час». Человеку предлагают почувствовать самолет. Сделать это в качестве пассажира невозможно, поэтому сначала ему нужно пройти краткий курс начинающего пилота на земле, в учебном классе.

«Метеорологические явления объясняют, про ветер рассказывают, с каким ветром взлетать, с каким нежелательно, - поясняет Павел Семакин, заместитель директора по развитию авиакомпании «СкайМир». - Рассказывают про навигационные вещи, по карте он прокладывает маршрут, куда он полетит. После этой программы люди, как правило, по-другому смотрят на полет даже в обычном большом самолете».

Tecnam Sierrа на автопилоте не летает: командиру постоянно приходится следить и за линией горизонта и за приборами. За час предполетной подготовки обладателю сертификата успевают объяснить, какой бортовой прибор за что отвечает. Сумеет запомнить — сможет понять показания во время полета. Дальше — знакомство с командиром и предполетный осмотр самолета.

От обычного ознакомительного полета, во время которого люди в основном смотрят с высоты на аэродром и город, пытаются узнать знакомые здания, эта программа «Пилот за час» отличается существенно. Ее участник по сути становится вторым пилотом.

За полчаса полета по выбранному Павлом маршруту, командир успел объяснить ему немало профессиональных моментов.
После посадки уже на земле Павел Ильин заявил: «Я понял, что каждое движение, каждый элемент играет важную роль. Это довольно серьезно, этому нужно учиться. За 1 день, даже за месяц не поймешь никак».

Иногда одного такого полета бывает достаточно, чтобы человек начал грезить небом и даже решил изменить свою жизнь.

Частная авиация в России по темпам своего развития вполне может догнать гражданскую. Взять борт в аренду, получить разрешение на вылет, найти место для стоянки самолета сейчас стало гораздо проще.

По словам Александра Костина, если брать московский регион, Санкт-Петербург, южные регионы и западные, там инфраструктура уже сегодня есть. Сама жизнь их подтолкнула к этому. Можно сказать, проблем для частного пилота произвести посадку, взлет, перелететь с места на место, уже нет.

«Для меня авиация — это возможность взять самолет и увидеть мир в другой проекции, с высоты птичьего полета, - рассуждает Дмитрий Алексеев, курсант Уральского учебно-тренировочного центра гражданской авиации. - Когда летишь, понимаешь, насколько все мелкое: наши житейские, бытовые проблемы до того мелкие, что на некоторые вещи не стоит обращать внимания и обязательно двигаться вперед — расти, развиваться и повышать свои возможности».

Курсанты обязаны налетать 40 часов, в том числе одни, без инструктора, а потом еще и сдать экзамены. Только после этого они смогут считать себя пилотами-любителями, а авиакомпанию «СкайМир» - летной школой, открывшей им дорогу в небо.



Архив новостей
Реклама
Программы
Радио Чувашии
Улица героев
Личная библиотека
Радио Чувашии ОНЛАЙН
Медицина - моё призвание
Финграмота
Год К. Иванова в Чувашии
Наша республика
Профессионалы
Личные деньги
Будни ЖКХ
70 лет Победе
Соцролики
Наши сказки
Доступная среда
Новый день
Вести.Культура
Мастер спорта
Вести Чувашии
События недели
Шевле
Погода в Чувашии
Вести Чувашии  в Яндексе
Ошибка в тексте

© 2019 «Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@rfn.ru. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 954-04-61, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru. Техническое сопровождение: Дирекция информационных технологий ВГТРК.