Вести Чăваш ен:
Выпуски новостей на чувашском языке
Радио Чувашии:
Радиопередачи и информационные выпуски
Вести Чувашия:
Поможем зрителю разобраться в вихре событий
События недели:
Итоги недели Система Orphus
Вести-Спорт:
Спортивные события с Вячеславом Ильиным
НОВОСТИ

ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ - 2015 *
*VIII Чебоксарский экономический форум «Регионы: новые источники роста экономики"
* XXII Межрегиональная выставка «Регионы – сотрудничество без границ»
ЧЕБОКСАРАМ - 546 *
* Командный Чемпионат Европы по легкой атлетике-2015
*Проект ВГТРК "Улица героев"
*Победа живет в поколениях
* 2015 - Год литературы и Год К. Иванова в Чувашии
*Пресс-конференции с главой Чувашии
*70 лет Победе
*МЕХЕЛ-2015
*Новый день
  *Специальные репортажи 
*Ежегодное послание главы Чувашии Госсовету республики
*Социальные ролики от ГТРК "Чувашия" и партнеров
*Наши сказки
*Авторские фильмы
* Из фонда ГТРК "Чувашия"
*АРХИВ проектов ГТРК "Чувашия"

ГТРК Чувашия | Проекты ГТРК «Чувашия» | *Специальные репортажи

30.07.13 21:25 
Специальный репортаж "Доступное небо. Набирая высоту"
Ольга Петрова, Павел Иритков, Наталия Башкирова, Владимир Беляков

 




Дмитрий Алексеев показывает на карте: «Мы сейчас полетим по учебному маршруту №3. Первый пункт — это Яуши, 2- Владимирская, потом Большой Сундырь, Шатьмапоси, Ишлеи и возвращаемся в Чебоксары. Весь маршрут разбивается на участки. Для чего нужно разбить? Мы даем заявку диспетчеру, чтобы диспетчер знал наш маршрут. Это делается для безопасности воздушного движения».

Самое главное — тщательно подготовиться к полету: еще на земле по карте «пройти» каждый километр, который потом предстоит преодолеть в воздухе. Частные пилоты Чебоксар теперь уже самостоятельно определяют свой маршрут, хотя еще несколько месяцев назад инструкторы подшучивали: «Посмотрим, куда мы прилетим по проложенному вами курсу». Дмитрий Алексеев, Павел Семакин и Эдуард Пигидин уже вписали свои имена в историю чебоксарской авиации как первые частные пилоты, которые прошли летную практику в родном небе.

«Это первая группа, которую мы начинали обучать по программе для нас тоже новой, - объясняет Александр Костин, директор авиакомпании «СкайМир», летчик I класса. - Мы эту программу вместе прошли — я со своей стороны как инструктор и весь наш коллектив, они — с пониманием к сложностям программы, где-то приходилось и бизнесом жертвовать».

На несколько месяцев им пришлось оставить земные дела и сесть сначала за парту, а потом и за штурвал, чтобы освоить новую профессию — да еще какую! В Уральском учебно-тренировочном центре гражданской авиации они прослушали 230 часов теоретической подготовки, а потом еще 40 налетали в чебоксарском небе — это необходимый минимум, чтобы получить свидетельство пилота-любителя.

«Когда ты идешь к своей мечте, к своему желанию, это для тебя не работа, это для тебя не трудности, - рассуждает Дмитрий Алексеев, уже получивший свидетельство частного пилота. - Да, есть нюансы, которые нужно пройти, изучить радиообмен, освоить навыки управления. Да, трудно сначала, но потом выйдя на определенную ступень, ты получаешь такое удовольствие, что это перестает быть работой».

Зимой курсанты начинали летать с инструкторами чебоксарской авиакомпании «СкайМир» в кресле второго пилота. Минут по 20. Весной — поменялись местами, время полетов увеличилось. Легкий одномоторный итальянский самолет Tecnam Sierra стал родным. Он удобен для обучения — пилоты сидят не друг за другом, а рядом. Более того — Sierra летает не на авиакеросине, а на 95-ом бензине, расходует примерно 17 литров топлива в час - и это серьезно удешевляет стоимость полетов. Курсанты поднимались на высоту от 400 метров до километра, летали со скоростью где-то 170 км/ч.

Простое перечисление того, что должен знать и уметь частный пилот, занимает полторы страницы текста. Если опустить теоретическую подготовку, которая включает в себя знание законов физики, аэродинамики, аэронавигации, летной фразеологии, правил эксплуатации воздушных судов, останется еще практическая часть — и вот здесь огромное количество требований. Так частный пилот должен уметь летать на критически низких и критически высоких воздушных скоростях, при имитации аварийных ситуаций и имитации отказа двигателя, распознавать вероятность возникновения угроз и ошибок, более того — не просто выполнять маневры, а выполнять их плавно и точно.

Небо испытывало курсантов на прочность. Так во время одного из тренировочных полетов Эдуард Пигидин попал в грозу и ему не сразу дали посадку: над аэродромом шел ливень.

«Для командира это, наверное, нормальная ситуация — полет в сложных метеоусловиях, для инструктора тоже, а для курсанта это хорошая встряска, можно сказать — крещение», - вспоминает тот день Эдуард Пигидин.

Еще один из самых волнительных моментов - когда инструктор остается на земле, а курсант отправляется в первый самостоятельный полет. Дмитрия, например, отпустили в небо одного уже после 14 часов налета и он в деталях помнит этот момент: «Когда ты понимаешь, что ты на борту один, что инструктора нет и вся надежда только на себя, некоторое напряжение появляется. Чтобы его снять, я даже на заруливании пел песни, притом громко пел. Потом к часу 24-25 начинаешь уже получать удовольствие от полета».

А пути назад уже нет: точка невозврата давно пройдена. Как говорит командир Александр Костин, курсанты очень разные, но всех объединяет одно — умение достигать цель в сложных обстоятельствах.

«Я в эту авантюру ввязался еще до полноценной теоретической подготовки, когда стал спортсменом аэроклуба 5 лет назад и сел в кабину ЯК-52, - рассказывает Павел Семакин, заместитель директора по развитию авиакомпании «СкайМир», теперь тоже частный пилот. - Точка была пройдена уже тогда, а здесь все открылось уже на другом уровне. Одно дело — летать по кругу и выполнять даже какие-то фигуры пилотажа, другое дело — летать по новому маршруту».

«Цель — летать дальше пилотом-любителем, - добавляет Эдуард Пигидин, - это на всю жизнь, наверное, навсегда. Человек в небо если поднялся, небо его не отпустит».

На автопилоте Tecnam Sierra не летает. Для командира воздушного судна самое важное — научиться распределять внимание. Приходится постоянно следить за всеми приборами, сверяться с курсом и общаться с диспетчером. Это не автомобиль, повторяют пилоты, если что-то не так, на обочину не встанешь.

«Есть правило распределения внимания у летчиков: первое — управление, второе — навигация, третье — связь, - объясняет Дмитрий Алексеев. - Первый прибор самый важный - это авиагоризонт, то есть положение самолета в воздушном пространстве. Иногда, когда сам летал в облаках, вестибулярный аппарат, организм тебе говорит, будто летишь прямо, а глядишь на этот прибор — самолет летит в крене. Есть такое понятие в авиации — доверяй приборам».

Прежде, чем получить свидетельство частного пилота, нужно сдать экзамены. Чтобы оценить уровень подготовки курсантов, в Чебоксары из Челябинска на несколько дней приехал инструктор-экзаменатор. Уже три года Сергей Курбатов принимает экзамены у тех, кто учится в авиакомпании «Челавиа», а теперь его пригласили и в Чувашию.

«На экзаменационном полете оценивается всё — от запуска и до выключения двигателя: все параметры полета, - говорит Сергей Курбатов, - а непосредственно в полете — чистота при выполнении определенных элементов: выдерживает ли пилот крен, скорость, высоту. Чем лучше выдерживает пилот эти параметры, тем лучше он подготовлен, тем выше оценка».

«Не мы разрабатывали эту программу, - добавляет Александр Костин, - а те опытные пилоты, у которых 15-20 тысяч часов налета, которые одних авиационных анекдотов могут рассказать целую книгу. А мы работали в своей области: выполняли практическую часть и что радует — это сейчас отметил пилот-инструктор-экзаменатор, что за уровень подготовки можно поставить «хорошо». Это железно. «Отлично» первой группе, нельзя поставить, это я сам понимаю. «Отлично» им можно поставить за рвение.

На экзаменах тоже пришлось непросто. Мало было в полете огромного психологического напряжения, так еще и погода добавила драйва. Так Эдуарду пришлось сажать борт при сильном боковом ветре. Даже с земли видно, как качает самолет, а он легкий: с полной заправкой и двумя пилотами Tecnam Sierra весит 600 кг.

«С максимальным боковым ветром учебные полеты не приходилось выполнять, - говорит Эдуард Пигидин, - сегодня тем не менее в ходе экзаменационного полета выполнили посадку, считаю, нормально».

В России профессия частного пилота денег пока не приносит, наоборот, это сплошные траты. Порядка 400 тысяч рублей нужно на обучение. Берешь самолет в аренду — новые расходы. Зарабатывать на перевозке грузов или пассажиров у нас могут только коммерческие пилоты, и то при условии, что они числятся в какой-либо компании.

«К примеру, Америку взять, - рассуждает Дмитрий Алексеев, - там лицензию на работы, будучи коммерческим пилотом, может получить любое физическое лицо и купить себе самолет и выполнять экскурсионные полеты, либо авиахимработы. У нас в России, к сожалению, лицензию на работы может получить только авиакомпания. Но думаю, через несколько лет мы к этому придем, и каждый частный пилот сможет выполнять работы, пройдя соответственную подготовку, естественно».

Тем не менее желающих освоить эту неземную профессию в последние годы всё больше. Авиакомпания «СкайМир» в июне набрала новый курс уже из 4 человек. Все взрослые состоявшиеся люди — у них уже есть деньги и еще осталось здоровье, чтобы летать.

Рассказывает Павел Семакин: «Сейчас едут ребята на обучение — группа очередная: одному 56 лет, а есть самый старший — 62 года. Когда я с ним разговаривал, он мне сказал, что это его невоплощенная детская мечта. Я бы очень хотел, чтобы он эту мечту осуществил».

После 6 месяцев обучения, в середине июля первая группа чебоксарских курсантов получила «ключи от неба» - свидетельства частных пилотов международного образца. Александр Костин вручил им белые корочки в присутствии заслуженных летчиков России и руководства Чебоксарского аэропорта. Пока это единственный аэродром, с которого курсантам довелось взлетать.

Напутственные слова высказал Александр Наварнов, командир авиационного полка, бывший начальник Чебоксарского аэроклуба: «Никогда не вскакивайте в кабину самолета, пока не обойдете его, не погладите, не установите контакт!»

«40 часов — это один год обучения в летном училище. На этом нельзя останавливаться, - считает директор авиакомпании «СкайМир»Александр Костин, - программа закончилась, но ребята понимают, что нужно продолжать поддерживать тот уровень, который уже есть и новые уровни ставить. Длительные полеты предстоят, полеты на чужие аэродромы, полеты на других воздушных судах».

Несмотря на то, что получение свидетельства частного пилота, в гражданской авиации считается лишь первой ступенью, ответственность на этих ребят ложится огромная. Как говорят в авиакомпании «СкайМир», они теперь полноправные участники воздушного движения, и небо для них открыто.




Архив новостей
Реклама
Программы
Радио Чувашии
Улица героев
Личная библиотека
Радио Чувашии ОНЛАЙН
Медицина - моё призвание
Финграмота
Год К. Иванова в Чувашии
Наша республика
Профессионалы
Личные деньги
Будни ЖКХ
70 лет Победе
Соцролики
Наши сказки
Доступная среда
Новый день
Вести.Культура
Мастер спорта
Вести Чувашии
События недели
Шевле
Погода в Чувашии
Вести Чувашии  в Яндексе
Ошибка в тексте

© 2019 «Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@rfn.ru. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 954-04-61, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru. Техническое сопровождение: Дирекция информационных технологий ВГТРК.